Для чего производится измерение сопротивления обмоток электродвигателя

Электрический двигатель важная составляющая любого электрооборудования. Современные электродвигатели обладают высокой надежностью и большим запасом прочности, однако, нарушение условий хранения или эксплуатации трехфазных асинхронных двигателей может привести к выходу их из строя, кроме того неисправность электродвигателя может привести к возникновению аварийной ситуации.

Причиной необходимости тщательного исследования обмоток статоров могут служить:

  • ремонт электродвигателя;
  • длительное хранение, в том числе с нарушением условий;
  • длительный перегрев двигателя в процессе работы.

Как правило, контролировать приходится два параметра статорных обмоток в асинхронных электродвигателях, проводя:

  • замеры сопротивления изоляций;
  • измерения активного сопротивления обмоток.

Указанные параметры электродвигателя мультиметром измерить невозможно, поскольку он дает только приблизительные значения. Нормальное сопротивление изоляции измеряется мегаомами (от 1 МОм и выше), такое сопротивление проверяют мегаомметром, генерирующим высокое напряжение.

Еще больше сложностей возникает при измерении сопротивления обмоток, которые у трехфазных двигателей измеряются единицам Ом, а у двигателей большой мощности они меньше 1 Ома.

Особенности измерения сопротивления обмоток

Как правило, измеряют сопротивление каждой из обмоток в отдельности, для этого необходимо разъединись последние перед проведением измерений. Однако в трехфазных электродвигателях с тремя выводами обмотки соединены «звездой» или «треугольником» уже внутри двигателя. В таком случае измеряются электрические сопротивления попарно, а связаны величины фазных сопротивлений обмоток с измеренным ( Rизм следующим выражением:

  • для соединения «звездой» R1 = R2 = R3 = Rизм/2;
  • для «треугольника» R1 = R2 = R3 = 2Rизм/3.

В силу малых величин сопротивления обмоток и необходимости точных измерений, последние проводят следующими способами:

  • для величин сопротивления в несколько Ом подходит измерение цифровым омметром или измерительным мостом;
  • для сопротивления ниже одного Ома необходимо использовать двойной измерительный мост;
  • во всех случаях достаточно точный результат дает измерение на постоянном токе с помощью вольтметра и амперметра.

Последняя схема универсальна. Измеряемая обмотка с параллельно включенным вольтметром включена в последовательную цепь с амперметром и реостатом. На вход схемы подается небольшое постоянное напряжения в несколько вольт, по показаниям приборов вычисляем сопротивление обмотки:

R = U/I.

Для большей достоверности измерения производятся не менее 3 раз, при разных значениях тока (регулируется реостатом). Результатом будет среднеарифметическое значение всех измерений. При замере омметром следует выбирать минимальный предел измерения.

Для проверки сопротивления обмоток якоря электродвигателя коллекторного типа (постоянного или переменного тока) можно воспользоваться цифровым омметром. Сопротивление обмоток ротора измеряется через щетки или непосредственно на контактах коллектора, величина изменения сопротивления для разных обмоток не должна превышать 10 – 15%.

Все измерения производятся только на холодном электродвигателе, температура измеряемых обмоток и окружающей среды не должна отличаться более чем ±3°C, оптимальный вариант 20°C. Соответствие значений сопротивлений друг другу и заводским паспортным данным указывает на исправность электродвигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Рекламный блок, для развития проекта